Пятница, 02.10.2020, 00:19 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход | RSS

Публикации



Главная » Статьи » Форматы » Авторские

«Тысяча кроликов так и не стали слоном»
Краткие комментарии к результатам "Омского медиарейтинга 2010", или Почему вместо творческих удач и достижений в бизнесе многим запомнилась лишь политическая трескотня?

«Весь год работали, высунув язык; событий всяких было много; а вспомнить почти нечего», - прокомментировал свою наполовину заполненную анкету директор одного из издательских домов. Так или примерно так (не помню, затрудняюсь) отвечали на вопросы нашей анкеты многие. А ведь участники опроса – сами и есть главные действующие лица медиарынка. Это директора крупнейших рекламных агентств, издатели и руководители СМИ, преподаватели профильных кафедр, авторитетные журналисты. Закономерно ли это?

А были ли кролики? 

Мне такие результаты не представляются неожиданными. На первый взгляд, событий, прямо или косвенно связанных с медийной сферой, в Омске за год действительно произошло много. Некоторые из них прямо-таки от подушки отрывали (слухи о смерти Губернатора); кое-что бурно и взахлёб обсуждалось в автобусах, курилках и даже на планерках (отдельные баталии «информационной войны»). Будь на месте фигурантов «войны всех против всех» какой-нибудь новый пылесос, его производители от такого повышенного внимания озолотились бы, а рекламисты, запустившие весь это механизм воздействия на сознание, безмерно гордились бы собой.

Но тут вот какое дело. Большая часть всех этих устрашавших нас событий в медиасфере на самом деле таковыми вовсе не являются. Это по большей части «информационные фантомы», псевдособытия, «информационный шум». Ну, в самом деле, можно ли считать событиями заявления «мы подадим на них в суд», «в их действиях усматривается коррупционная составляющая», «это сами журналисты придумали»? 

Оказалось, да – возможно. Нужно твердить об этом на 5 телеканалах и в десятке печатных изданий. 

И получаем результаты, в значительной степени предсказуемые. Из 25 позиций рейтинга (по пять событий или персон в каждой номинации) половина (12) прямо или косвенно посвящены не собственно медийным, а политическим псевдособытиям. «Инфовойна» попала почти во все разделы Рейтинга, став одновременно и «Событием» и «Анти - событием» прошлого года, «Загадкой года» и почти полностью заполнив своими фигурантами раздел «Анти - Персона» года.

Я бы сделал из этого обстоятельства следующие выводы. Во-первых, многих участников медиарынка, так воспринявших итоги года, в очередной раз обманули. Неплохо было бы вспомнить, что подобные баталии случались в Омске и ранее. И всегда много шумели об одном, чтобы незамеченным осталось что-то другое. Судя по мощности теперешнего «шума», трудно даже помыслить о том, что этот очередной задорный шум должен замаскировать. 

Второй вывод еще более неприятен. Он не так заметен, но куда более важен (а для многих медийщиков – жизненно важен). Уставшее от ежедневных многократных залпов «инфовойны» население города ещё меньше будет доверять СМИ. Причем, это в равной степени коснется и «городских» СМИ и медиа-продукции «областников». А утраченное доверие, переводя на язык бизнеса, это еще большее падение рейтингов местных новостей, уменьшение тиражей, снижение эффекта рекламы…

Вот и получается, что кроликов (важных медийных событий) было маловато, или они так и не смогли перейти на новый уровень (не стали слоном - событием российского масштаба). Недоверчивых отправляю поискать омские события в информационных лентах новостей национальных СМИ.

«Слона то я и не приметил!» 

Или, может быть, слоника. Всё-таки, кое-что, чем омским медийщикам можно гордиться, в прошлом году произошло, и Рейтинг это подтвердил. Более того, некоторые события вполне соответствуют общим тенденциям в российском медийном бизнесе.

Первая тенденция: медиа – это растущий бизнес. Омский медиа-бизнес подрос, стал более финансово независимым и более денежным (а чем иначе объяснить «дело» Дениса Кузнецова). И в отношении собственников к медиа-бизнесу наконец начинают превалировать деловые мотивы, а не отношение как к красивой игрушке (непростая судьба 22 дециметрового канала, где РБК вдруг обернулся «Домашним»). И переход на самостоятельное программирование «12 канала», хочется верить, решение, продиктованное соображениями бизнеса.

Вторая тенденция: медиа стремятся к независимости. Вопреки всему, возникают и даже завоевывают внимание и авторитет и омские независимые СМИ («НДС», журнал «Омский городовой») и интернет проекты (сайты «Омск политический», «Город-пень»). Кстати, именно «Город- пень», экологический проект Владимира Кунгурцева о деревьях, которые каждый день вырубаются в Омске, оказался новостью федерального масштаба и летом попал в новостной эфир ТВЦ.

Третья тенденция: власть учится использовать медийные ресурсы и маркетинговые подходы для нахождения уникального позиционирования (логотип Области, многочисленные выставки и конференции). Этот же тренд мы видим и в других регионах, а вот воплощение везде очень различное. Кто из региональных лидеров помудрее, вовсю старается встроить свою территорию в мировое разделение труда или найти культурную идентичность. А кто попроще, продолжают беготню за федеральными деньгами. Для всех региональных лидеров маркетинговые подходы абсолютно внове, результат пока не понятен даже в проекте.

Отдельные усилия областных властей на этом пути эксперты отметили. Впрочем, не слишком восторженно. Действительно, выставок и конференций на разнообразные темы (но непременно международных!) прошло немало, а экспертам они не почти запомнились, несмотря на участие иногда очень значительных фигур… 

Не говоря уже о том, что об этих мероприятиях ничего ни печатали московские газеты и не показывали центральные телеканалы. С уверенностью скажу, что если бы к подготовке этих выставок, конференций и прочего привлекали не только «уполномоченных» специалистов, а действительно признанных авторитетов, Россия узнала бы об Омске много нового и хорошего! К примеру, помимо очень кисло оцененного экспертами 3D- рекламного журнала «Oxymoron», вполне можно было выпустить фотоальбом про Омск в формате 3D, а это уже уникальное событие, о котором непременно бы говорили и профильные российские СМИ и федеральные телеканалы.

Четвертая тенденция, грустная. Нарастают проблемы, с которыми сталкиваются попытки самоорганизации в медиасфере. Клубы, профессиональные объединения, даже общие ценности, тарифные соглашения и единые правила работы – не исчезли вовсе, но серьёзно буксуют («Клуб деловых журналистов», «Омский клуб», да и ОМС). Даже такие очевидные ситуации, когда необходимо поддержать кого-то из коллег по цеху в трудный момент, наталкиваются на недоверие и подозрительность (так и не созданный «Комитет защиты бизнеса от произвола» в поддержку Д.Кузнецова и других предпринимателей). А отдельные проявления «антисолидарности» (письмо руководителей некоторых омских СМИ против мэра и, следовательно, других СМИ) оценены многими экспертами как «омерзительные и недостойные».

*** 

Эксперты, впрочем, далеко не однозначно оценили все эти, даже вполне соответствующие самым передовым тенденциям, события года. Масса разноречивых оценок достались логотипу Омской области и его разработчикам. Это и «Загадка года», и «Провал года», а Станислава Иванченко многие назвали «Анти – персоной года». Трудно сказать, чего здесь больше: профессиональной ревности (зависти?) к разработанному проекту логотипа, несогласия с представленной концепцией, или неприятия самой методики реализации проекта. Многих омских медийщиков искренне и неприятно удивило, что вместо публичных обсуждений и привлечения местных профессионалов вся работа была проведена в традициях худших времён, когда изумленной публике внезапно была предъявлена некая волшебная картинка. Профессионалы маркетинга, несомненно, понимают, что сперва ищется и формулируется позиционирование территории, затем - характеристические особенности имиджа региона, и только после этого рисуются красивые картинки, логотипы и пр.

Очень хотелось бы надеяться, что дальнейшие разработки в сфере территориального маркетинга Омского региона пройдет с учетом мнений экспертов медиарынка, а в следующем Рейтинге эксперты будут рукоплескать успешному позиционированию региона!

«Кто вы, мастера медиа?» 

Казалось бы, именно в этом разделе рейтинга должна быть наиболее энергичная борьба, и эксперты «навалят» десятки претендентов. Ведь в медиабизнесе так высока и значима личностная составляющая, так важны креативные творческие проявления… 

Оказалось, не так всё просто. 

Не то, чтобы достойных персон совсем не было, не было НОВЫХ достойных персон. В рейтинге 2010 года вполне заслуженно оказались лишь те деятели медиарынка, которые заняли свои лидирующие позиции уже достаточно давно и весьма прочно.

Целое десятилетие на наших глазах набирало мощь, влияние и авторитет в среде коллег агентство «Дэлфи». Теперь можно с уверенностью говорить, что это новый лидер в маркетинговых исследованиях в регионе, а известность «Дэлфи» давно перешагнула границы области. 

Во всех этих – и многих других успехах – несомненная заслуга Евгении Климановой, создателя и бессменного руководителя «Дэлфи»! Первое место в Медиарейтинге -2010 досталось ей вполне закономерно, поскольку свидетельствует о грамотно выработанной стратегии развития. Её успехи в ушедшем году закономерны, поскольку, как отметил один из экспертов, «она знает, чего хочет, и хочет этого очень сильно!»

Виктор Корб, еще один победитель Рейтинга, тоже давно и хорошо известен как в омской медийной среде, так и в реальной российской политике. Инициатор, активный участник, горячий пропагандист практически всех объединительных и институциональных проектов в омской медиасфере почти за 20 лет (включая ОМС и её предшественницу – «Ассоциацию рекламного искусства», «добровольную сертификацию печатных СМИ» и пр.), последние годы активно занят различными интернет - проектами и отстаиванием гражданских прав в профессиональной среде, в Сети, в судах, на Театральной площади. Эксперты по достоинству оценили и профессиональную деятельность Корба, и его бескомпромиссную и твердую гражданскую позицию. Браво, Виктор!

Наталья Николенко, энергичный и успешный медиа-менеджер, оказалась в числе лидеров Рейтинга тоже вполне заслуженно. Созданный ею проект «Новости деловой среды» (НДС) за год превратился в единственную независимую площадку в местном телеэфире, оказаться в эфире которой почли за честь и министры регионального Правительства, и отъявленные радикалы.

Такие полузабытые в Омске журналистские жанры, как аналитическое интервью, возможность высказать своё мнение по любому вопросу без редакторской правки («своими словами»), «диалог в эфире» - вот что удалось Наталье Николенко в ушедшем году. Для продюсерских телепроектов в Омске всегда был слишком суровый климат. Традиции, заложенные когда-то «Банкнотой» и «Контуром», в наши дни доведены до абсурда в «Знаке качества» и «Соотечественниках». На этом фоне достижения «НДС» и Николенко ценны вдвойне!

Как это не удивительно, но Георгий Бородянский стал не только одной из «Персон года», но и оказался единственным «чистым» журналистом, попавшим в Рейтинг! Вот такие в нашем регионе особенности национальной журналистики: тут не в чести смелое перо, громкий голос, независимое мнение. А если это мнение еще и много лет регулярно печатается в известной всему миру «Новой газете», да рассказывает о действиях местных чиновников далеко не хвалебные оды, то – согласитесь - победа Георгия Бородянского дорогого стоит! Пожалуй, никто кроме него не приложил столько усилий к формированию имиджа региона в российских СМИ (не столько положительного, сколько правдивого). Низкий поклон и пожелания дальнейших успехов!

Очень симпатичная мне «Персона года» Елена Шиляева, как любая яркая творческая личность, вызвала как бурный восторг части экспертов, так и непонимание другой части коллег. Действительно, достижения Шиляевой за последние годы, хотя и многочисленны (победы в десятке различных конкурсов и фестивалей за различные телепродукты, включая почетные места в конкурсе социальной рекламы «ПОРА»), но как-то неприметны на фоне иных работ. Может быть, именно такое поведение (делать свое дело, а на создавать вокруг него шум) наиболее естественно для самой Елены. Её таланты не терпят суеты, зато благодаря этим незаурядным талантам Омск теперь имеет право гордиться собственной «Школой игрового кино» и «Юмористическим тележурналом «Попкорн». А этот тележурнал – всего лишь второй после «Ералаша» во всей огромной России. «Какими-то она пустяками занимается», - написал в анкете один из экспертов. 

У меня другое мнение: побольше бы таких «пустяков», и из Омска перестанут «утекать» профессиональные медиа – специалисты (только среди моих знакомых за год уехало пятеро), а будут из Москвы и Питера бежать к нам!

«А напоследок я скажу», 

что поздравляю всех лидеров Медиарейтинга с этим несомненным успехом! Всех упомянутых даже в «стыдных» номинациях поздравляю с тем, что коллеги пристально наблюдают за их успехами и неудачами и не забудут при «раздаче компота»! А всех участников омского медиарынка поздравляю с тем, что мы становимся более упорядоченными и технологичными, понятными и открытыми!

Значит, у нас впереди - много хорошего, в том числе – новые победы в новых «Омских медиарейтингах»!

Юрий Шатилов,
сопредседатель ОМС, директор консалтингового агентства «Ладно»





Категория: Авторские | Добавил: yurasha (11.01.2011) | Автор: Юрий Шатилов
Просмотров: 7786 | Теги: Омск, рейтинг, медиа | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0


avatar