Сезонно очищенное значение индекса делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) к началу июня достигло 51% (без очистки — 50%). Это максимальное значение за последние четыре месяца, а если не учитывать январскую флуктуацию, — с апреля 2016 года.
|
После мартовского провала к началу мая индекса делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) вернулся на уровень стагнации или крайне слабого спада, достигнув 48%. Среднегодовое значение также сохранилось на уровне 49%. А вот график текущего года, в первом квартале напоминавший аналогичный 2014 года, после четырех месяцев приблизился к графику 2016 года Впрочем, более уверенно характер годовой динамики можно будет определить лишь к июню-июлю. Сохраняется противофазовое движение регионального и общероссийского индекса PMI-Russia, который по итогам апреля, напротив, немного скорректировался: с 56,6% до 56,1%. Промышленный индекс российского рынка сократился на пункт: с 56,3% до 55,3%.
|
По итогам марта сезонно очищенное значение индекса делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) составило 42%, или на пять пунктов меньше февральского уровня. В первом квартале 2017 года региональный индекс почти повторяет график 2014 года. И это вполне коррелирует с общим ощущением давно предсказанной аналитиками АРИ второй волны кризиса. Впрочем, среднегодовое значение индекса пока держится на уровне 49% (за счет эмоционального январского всплеска). Индекс PMI-Russia в марте, напротив, немного поднялся после небольшой февральской корректировки: с 55,6% до 56,6%. При этом, аналитики агентства IHS Markit отмечают, что квартальный рост в текущем году был максимальным после предкризисного 2012 года.
|
После рекордного подскока в январе до 58% февральское значение сезонно очищенного индекса делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) скорректировалось до 47%. Региональный индекс меняется по графику прошлого года с превышением на 2-3 пункта: в январе-феврале 2016-год его значение было 56% и 44%, соответственно. Общероссийский аналог ИДК, индекс PMI-Russia сферы услуг, в феврале также существенно скорректировался: почти на три пункта — до 55,6% с январских 58,4. Таким образом, вновь сбылся прогноз аналитиков АРИ, предположивших месяц назад, что «январский подъем может оказаться локальным подскоком индекса, поскольку он пока не поддерживается другими факторами».
|
Первый в 2017 году замер сезонно очищенного индекса делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) выдал уровень роста в 58%. Для сравнения: годом ранее январский ИДК был равен 56%, а последний раз региональный индекс достигал более высокой отметки в 64% в давнем предкризисном октябре 2012 года! Любопытно, что общероссийский аналог ИДК — индекс PMI-Russia сферы услуг от агентства IHS Markit, — в январе также равен 58%, причем последний раз их совпадение было, примерно, тогда же — осенью 2012 года. Впрочем, в отличие от своих более статусных коллег, специалисты АРИ пока не торопятся менять оценки со скептических на оптимистические, указывая на то, что январский подъем может оказаться локальным подскоком индекса, поскольку он пока не поддерживается другими факторами.
|
Итоговое значение сезонно очищенного индекса делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) по замерам, проведенным в конце декабря, составило 35%. Таким образом, среднегодовой индекс лишь на два пункта превысил уровень 2009 года (45% против 43%) и оказался на восемь пунктов меньше среднероссийского. Годовая динамика индекса в 2016 году более всего напоминала колебания и уровень графика ИДК 2013 года, явно демонстрируя устойчивый понижательный тренд, что укрепляет надежность прогноза АРИ об уверенном вхождении экономики во вторую волну кризиса.
|
Октябрьский провал до 38% индекса делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) в ноябре компенсировался возвратом на уровень стагнации 48%. График ИДК 2016 года, таким образом, ближе всего к графику 2013 года из семи лет построения индекса. Аналитики АРИ напоминают, что это был первый предкризисный год (точнее, осенью 2013 АРИ первым указало на несколько факторов, указывающих на приближение мощного экономического спада). Сейчас АРИ также отмечает высокую вероятность второй волны кризиса.
|
Индекс делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) после слабого роста на протяжении трех последних месяцев по итогам октября резко обвалился: сразу на десять пунктов — с 48% до 38%. Это самое низкое значение индекса с декабря 2015 года. И, в результате, график текущего ИДК максимально приблизился к графику 2014 года, то есть, в зону сильного спада.
|
По итогам сентября 2016 года сезонно скорректированный Индекс делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) вновь немного повысился — до 48%. Его отставание от общероссийского аналога PMI-Russia, который, наоборот, третий месяц снижается, составило уже 5 процентных пунктов. График текущего ИДК наиболее близок графику 2013 года, в конце которого впервые были явно отмечены признаки наступления кризиса.
|
Индекс делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) по итогам августа 2016 года продолжил рост и достиг уровня 47%. Он в третий раз в этом году превысил среднегодовое значение и сделал заметный шаг навстречу своему общероссийскому аналогу PMI-Russia, скорректировавшемуся до 54%. Таким образом, на омском рынке сохраняется слабый спад, а в целом по России — слабый рост. Долгосрочный ИДК (прогноз состояния экономики через год) в Омске достиг трехлетнего максимума 55%. Предыдущий уровень долгосрочного оптимизма в 65% был зафиксирован в сентябре 2013 года, в точности перед началом затяжного кризиса.
|
Индекс делового климата на рынке услуг Омска (ИДК-Омск) по итогам июля скорректировался и вернулся на уровень 45%, сравнявшись со среднегодовым в 2016 году (44%). Долгосрочный индекс (ожидания через год) вырос до 49%. Июльский подскок позволил региональному индексу приблизиться к его общероссийскому аналогу PMI-Russia, достигшему рекордного уровня в 55%.
|
Текущее значение регионального индекса делового климата на рынке услуг (ИДК-Омск) вновь обвалилось до критического уровня в 32%. Это повторение ситуации конца 2014 и 2015 годов, а также рекордно низкое значение этого индикатора в июне, периоде естественного сезонного подъема. Индекс долгосрочных ожиданий рухнул до 16%, что стало вторым по глубине падения значением за всю историю пострения ИДК-Омск с января 2009 года. Этот уровень интерпретируется как почти тотальное неверие участников рынка в то, что ситуация изменится к лучшему в течение ближайшего года. Июньский провал омского индекса привел к еще большему его расхождению с общероссийским аналогом индексом PMI-Russia, который уже четвертый месяц колеблется с 52% до 54%.
|
После импульсивного роста в апреле до 51% по итогам мая значение регионального индекса делового климата на рынке услуг (ИДК-Омск) вернулось к более привычному для 2016 года уровню в 43%. Это даже ниже текущего среднемесячного значения этого года (46%). Индекс долгосрочных ожиданий также обвалился до уровня пятимесячной давности, вернувшись в зону уверенного пессимизма (33%). Корректировка настроений и ожиданий регионального рынка соответствует и перелому тенденции общероссийского рынка: индекс PMI-Russia после апрельского взлета до 54% тоже вернулся к мартовским 52%.
|
Итоговое значение регионального индекса делового климата на рынке услуг (ИДК-Омск) за апрель вновь резко выросло до 51%. Таким образом региональный рынок, в целом, вышел из состояния непрерывного спада, фиксируемого с лета 2013 года, и почти догнал свой общероссийский аналог, индекс PMI-Russia, который в апреле составил 54%.
|
По итогам марта сезонно очищенное значание регионального индекса делового климата на рынке услуг (ИДК-Омск) составило 44%. За вычетом явной флуктуации в январе (52%) этот показатель является максимальным с начала 2014 года. При этом сохраняется устойчивый тренд на уменьшение темпов спада (без сезонной очистки индекс достиг 50%, то есть, фактического прекращения спада, что последний раз отмечалось в сентябре 2013 года). Российский аналог индекс PMI-Russia также продолжил рост, достигнув 52%. Аналитики АРИ напоминают, что для уверенных утверждений и прогнозов о завершении рецессии необходимо дождаться хотя бы восстновления ситуации естественного превышения долгосрочных прогнозов над текущими (обратное соотношение устойчиво держится с января 2014 года). Динамика ИДК в первой декаде 2016 года пока не позволяет соотнести ее ни с одним из годовых графиков за весь период построения индекса с 2009 года, что вполне отвечает общему настроению рыночной неопределенности.
|
По состоянию на начало марта индекс делового климата на региональном рынке услуг (ИДК-Омск) резко обвалился до 42% против 52% месяцем ранее (без сезонной очистки он равен 46%). Региональный индекс, таким образом, второй месяц подряд движется в противофазе со своим российским аналогом - индексом PMI-Russia, подскочившим до 51% после январского провала до 47%. Судя по усредняющим трендам, рынок продолжает находиться в состоянии "ожидания роста", которое, впрочем, почти не подкрепляется объективными факторами, а именно: сохраняются характерное для кризисно-рецессивных стадий отставание долгосрочных прогнозов от текущих значений (35% против 46%), существенное различие между месячными прогнозами (52%) и фактическими уровнями, а также усиление инфляционного давления на бизнес (разница между ростом затрат и отпускных цен увеличилась до 21 пункта - 71% и 50%). Динамика ИДК в начале 2016 года совпадает с графиками 2010 и 2014, но по какому из этих двух противоположных сценариев будут развиваться события, можно будет точнее сказать в конце марта.
|
Индекс делового климата на региональном рынке услуг (ИДК-Омск) по итогам января вырос до 52% (без сезонной очистки - 41%). Это самый высокий показатель текущего значения индекса за последние три года (в январе 2013 год был отмечен уровень в 53%, и это было началом долгосрочной тенденции спада). Таким образом, ИДК-Омск растет уже третий месяц подряд и впервые с июня 2013 года превысил значение своего общероссийского аналога - индеса PMI-Russia, который в январе опустился до уровня 47% (самое низкое значение с марта прошлого года). Аналитики АРИ обращают внимание на то, что текущий рост уровня ИДК-Омск, однако, не подкрепляется другими факторами и свидетельствует, скорее, об очередном "акте отчаянья" - попытке бизнеса удержаться за счет приукрашивания реальности.
|
Итоговое значение Индекса делового климата омского рынка (ИДК-Омск), посчитанное в конце декабря 2015 года, составило 34%, почти не изменившись в сравнении с ноябрем (33%) и немного не дотянув до среднегодового значения в 36%. Последнее, однако, стало рекордно низким за семь лет построения индекса. Декабрьское значение PMI-Russia составило 48%. Оба эти показателя свидетельствуют о сохранении спада в экономике, но с разными характеристиками качества и динамики. При этом аналитикам агентства Markit сообщают о том, что «ожидания относительно роста деловой активности в ближайшие двенадцать месяцев в сфере услуг остались оптимистичными в конце 2015 года» и даже «степень оптимизма повысилась», в то время как на региональном рынке уровень долгосрочных ожиданий в декабре остался на привычно низком уровне в 33% (при среднегодовом значении в 32%). Говоря проще, большинство экспертов абсолютно уверены в том, что через год ситуация на омском рынке станет лишь хуже.
|
Сезонно очищенный Индекс делового климата омского рынка (ИДК-Омск) в ноябре немного подрос (до 33% против рекордно низких 28% в октябре), но это означает сохранение устойчивого спада региональной экономики. Понижающийся третий месяц подряд месячный прогноз индекса (37% без сезонной очистки) и сохраняющийся на критически низком уровне долгосрочный прогноз (35%) не оставляют никаких надежд на близкое изменение негативных тенденций.
|
Октябрь перечеркнул слабые надежды на возможное начало выхода из уже затянувшегося экономического кризиса. Причем, аналитики АРИ зафиксировали сразу два антирекорда Индекса делового климата омского рынка (ИДК-Омск). В октябре 2015 года повторилось минимальное значение индекса, ранее зафиксированное в феврале 2009 года (на выходе из кризиса 2008 года). Абсолютное месячное снижение индекса в 12 пунктов отмечалось в 2009, 2011 и 2012 годах, но в этот раз оно происходит на понижательном тренде, и в относительном выражении составило почти 38%! Вкупе с обвалившимся индексом долгосрочных ожиданий (с 45% до 29%) все это говорит о почти полном исчерпании потенциала рыночного оптимизма и переходе в состояние стабильно глубокой рыночной депрессии.
| |